Юрий Гагарин – олицетворение вечной молодости нашей планеты
12 апреля в Доме журналистов Красноярского края состоялась встреча с летчиком-космонавтом РФ, Героем России Александром Лазуткиным, посвященная Дню космонавтики и 60-летию со дня визита первого космонавта планеты Юрия Гагарина на берега Енисея. Журналисты краевых СМИ, студенты-пиарщики СФУ и Университета Решетнева, учащиеся юридического техникума и казачий класс школы №6 с интересом слушали знаменитого космонавта, который рассказал, какую роль в его судьбе сыграл Юрий Гагарин, каким простым и «незвездным» был звёздный сын Земли.
- Я сопоставлял свою жизнь с жизнью Гагарина и понял, как ему было трудно после полета. Он был самым популярным человеком, узнаваем везде. Юрий Гагарин с сожалением говорил, что он даже не может проехать в метро.
Обрушившаяся на космонавта популярность стала настоящим испытанием. Все жители Земли хотели видеть первого космонавта планеты. За три года Юрий Гагарин побывал в 30 странах, его принимали первые лица государства. Его обожали и боготворили, а Юра улыбался своей очаровательной улыбкой и оставался простым русским парнем.
- Он не умел произносить красивые речи, не знал иностранные языки. Тем не менее, он принял это на себя и выстоял. Благодаря ему, статус нашей страны в глазах всего мира неимоверно вырос, - считает Александр Иванович.
Несмотря на плотный график поездок и встреч, Юрий Гагарин сумел приехать в сентябре 1963 года в Красноярск, куда его пригласили на Первый слет молодых строителей Сибири и Дальнего Востока. Об этом рассказала исполнительный директор АНО СРДИМ «Космическая одиссея» Галина Яковлева. Двухдневное пребывание космонавта на берегах Енисея (25-27 сентября) окрашено яркими эмоциями жителей краевой столицы и города Дивногорска, встречавших Юрия Гагарина. Благодаря региональным журналистам, освещавшим тот единственный визит Юрия Алексеевича в Сибирь, воспоминаниям ветеранов, сохранившимся фотоснимкам и киноленте, снятой Красноярским телецентром, мы сегодня знаем практически всё об этих незабываемых днях. Единственное «белое пятно» - посещение Красноярска-26 (ныне город Железногорск), которое было засекречено настолько, что не сохранилось никаких документальных свидетельств этого эпохального для города события…
Фотографии и материалы скурпулезно собраны и систематизированы учащимися Дивногорской школы №2 под руководством историка, заместителя директора по воспитательной работе Игоря Федорова, в рамках проекта «Реконструкция исторических событий», автором и руководителем которого является летчик-космонавт Александр Лазуткин – президент АНО «Космическая одиссея». Александр Иванович стремится восстановить по дням линию жизни Юрия Гагарина. Ребята с удовольствием включились в исследовательскую работу, ведь они – гагаринцы. Школа №2 – единственная в крае, удостоенная чести носить имя первого космонавта мира. Ведь 25 сентября после посещения строительства Красноярской ГЭС Юрий Алексеевич побывал в этой школе, дал наказ ученикам быть достойными своих родителей, строящих «величайшую в мире гидроэлектростанцию». Кстати, бригада бетонщиков - строителей ГЭС официально включила Юрия Гагарина в свои ряды, пообещав ударно работать за него. Бригадир Иван Голев вручил космонавту приказ о трудоустройстве. «Ну раз такое дело – дайте мне лопату», - смеясь, попросил Юрий Алексеевич и под дружный смех бригада во главе с Гагариным уложила в тело плотины кубометр бетона. А заодно и чугунную плиту с памятной надписью. Теперь та самая «гагаринская» лопата хранится в Дивногорском городском музее как самая дорогая реликвия. Хранят сибиряки и штурвал теплохода «Некрасов», которым управлял Юрий Гагарин, возвращаясь из Дивногорска в Красноярск. Начальник Енисейского речного пароходства Иван Михайлович Назаров дипломатично рассудил, что раз Юрий Алексеевич справился с управлением космическим кораблем, то осилит и корабль речной. На памятном фото Гагарина на теплоходе «Некрасов» мы видим, как увлеченно и сосредоточенно ведет Юрий судно.
Выступив на слете, Юрий Гагарин попрощался с красноярцами. Как оказалось, навсегда. Через пять лет, 27 марта 1968 года он погиб в авиационной катастрофе вместе с Владимиром Серегиным, выполняя учебный полет на самолете МИГ-15. Уходя от столкновения с другим самолетом, который внезапно оказался в той же зоне, летчики совершили резкий маневр, который привел к сваливанию самолета в штопор. Гагарин и Серегин до последнего выводили его из пике, и им это почти удалось, и будь у них в запасе еще хоть 50 метров высоты, трагедии бы не случилось. Но срезав верхушки деревьев, гагаринский самолет взорвался (на борту было 260 литров топлива), не оставив надежды на спасение.
Долгое время все документы правительственной комиссии по расследованию причин трагедии оставались (да и сейчас остаются) не рассекреченными. Алексей Архипович Леонов – знаменитый летчик-космонавт и друг Юрия Гагарина был в числе экспертов комиссии. Он утверждал, что самолет, ставший причиной трагедии, принадлежал Летно-испытательному институту имени М.М. Громова Министерства авиационной промышленности. В это время мощный сверхзвуковой самолет Су-15 на большой высоте проходил испытания. Однако летчик по непонятной причине вышел из своего «коридора» высоты, оказавшись ниже облаков, которые в этот ненастный день были на уровне 500-5000 метров. Его видели несколько жителей села Новосёлово Киржачского района, вблизи которой произошла трагедия. Сам Алексей Леонов с группой космонавтов в этот день были в Киржачах, на парашютной подготовке, и слышали взрыв гагаринского самолета и почти одновременно звук тяжелого самолета, включившего форсаж. На основании этого Алексей Архипович полагал, что маленький МИГ-15, находясь в 15-20 метрах от Су-15, мог попасть в его вихревой след, в результате чего «свалиться» в штопор или крутую спираль.
Много лет ему оппонировал Арсений Дмитриевич Миронов, бывший начальник ЛИИ имени М.М. Громова, утверждавший, что Су-15 не мог быть в зоне тренировочного полета Юрия Гагарина. По его версии, наиболее вероятной причиной резкого маневра Гагарина стало опасное сближение с самолетом МИГ-15, который пилотировал летчик Андреев, взлетевший с аэродрома Чкаловский через три минуты после Гагарина и Серегина. Он был в соседней с Гагариным зоне и при возвращении Юрия Алексеевича их судна могли встретиться на высоте 3000 метров. В условиях сплошной облачности с нулевой видимостью трагедию было возможно избежать, если бы руководитель полетов Чкаловского аэродрома разрешил Гагарину возвращение без снижения высоты (4200 метров).
«Человеческий фактор», корпоративные интересы двух ведомств (Министерства авиационной промышленности и ВВС СССР), советская традиция высших партийных чиновников скрывать от народа правду и даже подделывать «неудобные» документы (Алексей Леонов утверждал, что в его акте 2 секунды, разделявшие два события – взрыв гагаринского самолета и сверхзвук самолета Су-15 – через много лет «превратились» в 20 секунд, а свидетельства очевидцев, опознавших Су-15, крыло которого похоже на «балалайку», бесследно исчезли из архива) привели к тому, что правду о той трагедии мы видимо никогда не узнаем.
Со дня гибели Юрия Гагарина и его инструктора Владимира Серегина прошло 55 лет. Никого из членов комиссии по расследованию уже нет в живых, как и тех летчиков, пилотировавших самолеты в тот злопамятный день. Да, наверное, не так уж и важно, кто именно стал причиной той великой трагедии. Юрий Гагарин, который только-только с отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского и получил предложение возглавить Центр подготовки космонавтов мог бы сделать еще очень многое для развития мировой космонавтики. Сергей Павлович Королев считал, что если Юрий получит хорошее образование, то «мы услышим его имя среди выдающихся ученых нашего Отечества». Но он остался 34-летним, «олицетворением вечной молодости нашей планеты».
Галина Яковлева